Дуальное образование — это вид профессионального образования, при котором практическая часть подготовки проходит на рабочем месте, а теоретическая часть — на базе образовательной организации.
Система дуального образования предполагает совместное финансирование программ подготовки кадров под конкретное рабочее место коммерческими предприятиями, заинтересованными в квалифицированном персонале, и региональными органами власти, заинтересованными в развитии экономики и повышении уровня жизни в регионе.
В январе 2014 года Красноярский край стал одним из победителей по итогам конкурсного отбора пилотных регионов, внедряющих элементы дуальной системы образования в практику профессионального обучения специалистов технических специальностей.
В рамках подписанной «дорожной карты» по созданию НСКК в Красноярском крае продолжится работа по созданию центров прикладных квалификаций.
Сейчас в регионе уже действуют 11 высокотехнологичных центров по ведущим отраслям экономики и 4 центра профобразования по подготовке кадров для нужд образования, малого и среднего бизнеса. До конца 2014 года планируется открыть еще 5 подобных центров.
Также в 2014 году будет открыт центр ситуационного анализа и мониторинга рынка труда, начнется разработка профессиональных стандартов по наиболее востребованным профессиям, критериев оценки эффективности работы центров трудоустройства студентов и выпускников вузов и колледжей. Особое внимание планируется уделить профессиональной ориентации. Подробнее
Система дуального образования стартовала в 10 пилотных регионах
Система дуального образования стартовала в 10 пилотных регионах
30 января состоялось подписание соглашений о сотрудничестве с регионами — победителями конкурса Агентства стратегических инициатив (АСИ) по отбору «пилотных» субъектов Российской Федерации, внедряющих элементы дуальной системы образования.
В число победителей и финалистов вошли 10 регионов: Калужская, Ярославская, Ульяновская, Свердловская, Нижегородская, Волгоградская и Московская области, Пермский и Красноярский края, а также Республика Татарстан.
В подписании соглашений и награждении победителей приняли участие: директор направления «Молодые профессионалы» Агентства стратегических инициатив (АСИ) Дмитрий Песков, директор Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и дополнительного профессионального образования Министерства образования и науки Российской Федерации Наталия Золотарева, председатель Российско-Германской Внешнеторговой палаты Михаэль Хармс, профильные министры и заместители губернаторов регионов.
Дмитрий Песков отметил, что проект по внедрению элементов дуальной системы образования был поддержан на Наблюдательном совете АСИ Президентом Российской Федерации Владимиром Путиным:
«В послании Федеральному собранию Президент сделал акцент на необходимости внедрения моделей образования, эффективных для подготовки высококвалифицированных производственных кадров. Мы надеемся, что курс на практическое образование станет системным. И это будет уже не пилотный проект, а нормальная повседневная практика» — подчеркнул Дмитрий Песков.
Пилотная программа, одобренная Наблюдательным советом АСИ, предусматривает подготовку будущих специалистов по следующей схеме: теоретические знания студенты средних профессиональных учебных заведений приобретают в аудиториях, а практические – непосредственно на производственных предприятиях, их будущем рабочем месте.
Модель дуального образования предполагает кооперацию предприятий, образовательных учреждений, региональных органов власти. Совместное финансирование программы подготовки кадров под конкретное рабочее место осуществляется предприятиями – заказчиками кадров и региональными органами власти.
Наталия Золотарева подчеркнула, что программа дуального образования — это опыт, который уже был в России. Но отличие сегодняшнего проекта в том, что сейчас в стране другая, неплановая экономика, и предприятия, заинтересованные в высококвалифицированных кадрах, добровольно решают проблемы кадрового наполнения и готовы разделять ответственность за их подготовку:
«Значимый эффект в развитии системы подготовки рабочих кадров и технических специалистов можно получить только при условии того, что часть ответственности за подготовку возьмёт на себя бизнес. Если это будет совместная зона ответственности государства, образования и работодателей».
Наталия Золотарева отметила, что опыт внедрения модели дуального образования в Германии и других странах мира может быть с успехом применен в России. «Новый закон «Об образовании» даёт возможность реализовывать «дуальную модель» подготовки кадров. Но, конечно, опыт наших иностранных коллег требует адаптации», — подчеркнула она.
Председатель Российско-Германской Внешнеторговой палаты Михаэль Хармс поддержал подобный подход, отметив, что в России уже есть регионы с успешным опытом внедрения аналогичных моделей образования:
«Я считаю, механическое перенесение немецких рецептов невозможно. У некоторых регионов, в частности, Калужской и Свердловской областей, есть замечательные инициативы, накоплен практический опыт в этой сфере, и его нужно обязательно использовать», — сказал Михаэль Хармс.
Значимость поддержки элементов дуального образования на региональном уровне подчеркнул заместитель министра образования и науки Республики Татарстан Андрей Поминов:
«Профессиональное образование – это региональный уровень ответственности. Вопрос взаимодействия между работодателем и образовательным учреждением – это вопрос выстраивания двусторонних отношений при помощи местной власти, прежде всего, региональной власти».
Калужская область — один из регионов, в котором уже работает система дуального образования. Заместитель министра образования и науки Калужской области Владимир Доможир обратил внимание на необходимость более активного привлечения работодателя к разработке и реализации программы внеаудиторной подготовки будущих профессионалов:
«Программу ждет успех, если желание участвовать в подготовке кадров будет и у предприятий, и у региональных властей. И, конечно, возможность обеспечить процесс практической подготовки в учебных заведениях».
По словам Владимира Доможира, система дуального образования в Калужской области начала развиваться с одной специальности – мехатроники. А сейчас элементы дуального обучения есть уже в программе подготовки 7 различных специальностей: «И уровень — как преподавателей, так и обучающихся — за последние годы сильно вырос».
В заключительном слове Дмитрий Песков выразил надежду на то, что через год все регионы, подписавшие Соглашения, смогут не просто успешно внедрить систему дуального образования, но и начать тиражирование своего опыта.
Красноярский техникум промышленного сервиса осуществляет подготовку специалистов в рамках проекта «Дуальное образование» по профессиям
- Станочник (широкого профиля)
- Слесарь
Источник: Агентство стратегических инициатив
Источник: Центр современных технологий профессионального образования
Источник: Центр современных технологий профессионального образования
Документы: