Творчество в любой области деятельности, но особенно в изобретательстве, представляет собой, пожалуй, наиболее мощный источник положительных эмоций, что необходимо человеку для нормальной жизнедеятельности.
Замечено, что равнодушные ко всему люди, относящиеся без интереса к своей учебе и работе, уходящие от решения задач, требующих элементов творчества, чаще болеют, быстрее стареют и уходят из жизни.
От человека, даже в экстремальных ситуациях требуется все то же — искать цель, ставить задачу и решать ее.
Творчество — это не роскошь для избранных, а общая биологическая потребность, часто не осознаваемая нами — это не привилегия одиночек, это единственный способ нормального существования и развития всего общества.
В своих выступлениях президент России Владимир Путин выразил мысль, что нужно развивать машиностроительное производство, что невозможно выйти из экономического кризиса за счет полезных ископаемых и природных ресурсов.
Работать на предприятии будут ребята, получившие профессиональное обучение. И это должны быть высококвалифицированные кадры, замотивированные на поисковую активность, на развитие интеллектуальной собственности.
Инженерно-педагогическим коллективам учебных заведений необходимо повышать роль технического творчества в обеспечении необходимых условий для развития интересов, способностей, талантов, формирования общей культуры обучающихся и их социальной защиты.
В концепции поддержки научно-технического потенциала, как базы развития города Красноярска, представленном на общегородском форуме молодежи «ТЕРРИТОРИЯ 2020» рекомендовано учреждениям общего и профессионального образования ввести обучение учащихся основам теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) и её практическому применению.
Решению этих задач помогают следующие действия и мероприятия:
- вовлечение учащихся в занятия техническим творчеством в кружках, клубах, лабораториях, на факультативных занятиях и других объединениях;
- укрепление, создание материально-технической базы: изготовление и ремонт макетов, приспособлений, товаров народного потребления, средств Т.С.О.; инструментов, обеспечивающих повышение производительности труда, качества продукции, улучшение условий труда и техники безопасности, повышение уровня профессионального мастерства;
- обучение учащихся оформлению и подаче документов по рационализации и изобретательству, ознакомление с правами и обязанностями изобретателей и рационализаторов в России, с законодательными документами и защите интеллектуальной собственности, с вопросами патентования;
- развитие систем олимпиад, выставок, слетов, соревнований, конкурсных разработок и т.п.;
- участие в форумных мероприятиях различного уровня, презентациях, ярмарках, мастер-классах и др.;
- развитие проектной деятельности, создание банка проектов, участие в программах грантовой поддержки;
- повышение качества образовательного процесса с использованием компьютерных технологий, создание открытой базы данных инновационных технологий и потенциала научно-технического творчества;
- образование совместных творческих коллективов: школ, лицеев, техникумов, училищ, институтов, университетов, работодателей.
В работе коллективов учебных заведений могут быть и другие разнообразные направления и мероприятия.
Руководители и наставники движения «Техническое творчество» должны не только обучать ребят умению самообразования, но и сами, постоянно должны повышать свой уровень профессионализма.
Вариантов повышения мастерства множество:
- курсы, организуемые центром современных технологий;
- профессионального образования;
- обмен опытом с коллегами;
- стажировки;
- самообразование и др.
Ожидаемые результаты выше представленной деятельности:
- призовые места, дипломы лауреатов различных мероприятий;
- удостоверения на рационализаторские предложения, получение грандов и др.;
- увеличение числа учащихся, выпускающихся с повышенными квалификационными разрядами;
- овладение ребятами смежных профессий;
- обновление материально-технической базы учебного заведения.
Занятия в клубах, кружках и других объединениях призваны способствовать развитию у ребят исторического мышления, любознательности, компетентностного подхода к решению творческих задач, общекультурного кругозора, коллективного творчества и коммуникабельности, понимания перспектив развития выбранной и смежных профессий машиностроения и ощущения их личной причастности к производству.
Цель руководителя кружка (клуба и др.) — помочь молодым людям в облике производства наших дней увидеть результаты труда и усилий многих поколений, момент исторического процесса развития машиностроения, важнейшая роль в котором принадлежит развитию техники, медиа, нано и креативных технологий современности.
С целью развития технического творчества, эстетического вкуса, обучающихся, повышения уровня профессионализма и формирования базовых и профессиональных компетенций, в техникуме организована работа в 40 студиях, кружках, клубов, секций из них 15 объединений научно-технической направленности из которых четыре направления технического профиля:
- «Техническое творчество и рационализаторская деятельность»;
- «Художественные изделия» (мастерские: слесарная, сварочная и деревообрабатывающая);
- «Техническое творчество в механообработке» (универсальная мастерская и мастерская со станками ЧПУ);
- Информационный центр «Media LIVE».
В рамках проекта «Творческий меридиан» проводятся конкурсы:
- мое первое рацпредложение;
- лучшее рацпредложение;
- изделия технического творчества, средства ТСО, приспособления и инструмент; товары народного потребления; игрушки; модели; макеты и др;
- проектов;
- информационных бюллетеней;
- научно-технического чтения или слет, ставшими традиционными;
- конкурс рефератов «Новое в машиностроении».
Все больше учащихся удается увлечь творческой деятельностью при выполнении ими материальных частей дипломных заданий (выпускных квалификационных работ).
Руководители стараются, чтобы молодые люди свои изделия делали востребованными, а не перегоняли металл просто в стружку, что особенно важно в условиях экономического и энергетического кризисов.
Благодаря всей деятельности по техническому творчеству, меняется и интерьер техникума, одеваясь в металлическое кружево.
Вообще-то здесь не вспаханное поле деятельности, нужны только активные, заинтересованные учителя «Гуру», сами интересные люди, способные замотивировать ребят к успешной творческой жизни.