Профессиональное обучение лиц с ОВЗ

Социальная адаптация обучающихся с ментальными нарушениями в условиях техникума

Одной из самых актуальных и острых проблем нашего времени является проблема социально-трудовой адаптации обучающихся с особенными образовательными потребностями. В последние годы в России наблюдается устойчивая тенденция проблемности интеграции таких людей в общество.

Лица с ментальными нарушениями имеют ограниченные возможности в развитии вследствие различных факторов, вызывающие органические нарушения головного мозга и нуждаются в особых методах и приёмах.

IMG_0803Формирование навыков самообслуживания, социально-бытовой ориентировки, привитие трудовых навыков, нацеливание на получение профессии, с последующим трудоустройством — основа социальной адаптации обучающихся с ментальными нарушениями. Создание единого воспитательного пространства для развития социально-трудовых навыков является одним из условий коррекции, способствующим накоплению социального опыта от поступления подростка в техникум до момента его выпуска. Это делает особенно актуальной проблему создания условий, дающих гарантию к максимально результативному и комфортному освоению и накоплению навыков для денной категории обучающихся, способствующих успешной адаптации к самостоятельной жизни и труду. Обучение лиц с ментальными нарушениями имеет существенные особенности, такие как:

  1. более низкий уровень (по сравнению с нормой) сложности учебного материала.
  2. замедленный темп усвоения получаемых умений и навыков.
  3. необходимость применения специфических для данной категории обучающихся методов обучения и воспитания.
  4. коррекционная направленность учебно-воспитательного процесса.

Правильная коррекция недостатков, связанных с особенностями развития и социальным положением подростка, даёт возможность сформировать набор социально-трудовых умений и навыков, необходимых для успешной интеграции в общество.

Актуальность проблемы подтверждается законом «Об образовании в РФ», 273-ФЗ, письмом Минобрнауки России от 22.04.2015 №06-443, разработкой ФГОС ОВЗ для общей школы.

В 70-80-е гг. XX века в стране широкое распространение получило трудовое обучение (допрофессиональная и профессиональная подготовка) разных категорий обучающихся непосредственно в общеобразовательных специальных (коррекционных) школах с получением выпускниками рабочей профессии невысокой квалификации, но достаточной для того, чтобы выполнять определенную работу на предприятии. Кроме того, были созданы в профессионально-технических училищах группы по обучению лиц данной категории профессии и курирующих вопросы их рационального трудоустройства на базовые предприятия. Однако с 1992 г. трудоустройство выпускников стало затруднительным, так как в этот период стали предъявляться повышенные требования к трудовой активности и профессионализму работников производственного и обслуживающего труда, что наблюдается и сегодня.OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Особенно важным в новых условиях является такое качество, как способность в короткие сроки адаптироваться к изменяющимся условиям труда, способность к самообразованию и саморазвитию. Это делает еще более затруднительным трудоустройство и самостоятельную трудовую деятельность лиц с ОВЗ.

Образование лиц с ОВЗ в широком смысле выступает условием для реализации неотъемлемого для всех социальных групп права на достойную жизнь и охватывает разнообразные виды образовательной деятельности на протяжении всего жизненного пути. В узком смысле образование этой категории лиц рассматривается как часть системы образования, направленного на всестороннее развитие личности с учетом характера ограничений жизнедеятельности, удовлетворение широких культурно- образовательных потребностей, повышение функциональной грамотности, профессиональной компетентности, развитие способности к адаптации, а также как часть реабилитационного процесса и процесса социальной защиты, связанной с реализацией права на образование.

Сложность и неоднозначность ситуации реальных действий государственных органов в рамках обозначенной проблемы, которая характеризуется, с одной стороны, наличием достаточно развитого законодательства, защищающего прав инвалида на развитие, образование, социальную и трудовую интеграцию, а с другой — практическим отсутствием механизмов их реализации.

OLYMPUS DIGITAL CAMERAДо настоящего времени фактически продолжает наблюдаться ситуация, когда доступ лиц с ОВЗ к качественному профессиональному образованию государством больше декларируется, не обеспечиваясь должным образом. В результате наблюдается оторванность лиц с ОВЗ от широких социальных контактов, ограничение круга межличностного взаимодействия, заниженный уровень получаемого образования, невостребованного в обществе, низкая конкурентоспособность приобретаемых профессий, низкая заработная плата, не позволяющая вести достойный образ жизни.

Подводя итог можно сделать вывод, что наблюдается противоречие между общественной потребностью в повышении эффективности социальной адаптацией лиц с ограниченными возможностями здоровья с одной стороны, и недостаточной научной разработанностью системы и технологий управления и мониторинга с другой стороны.

На базе техникума работает Федеральная экспериментальная площадка «Социальная адаптация обучающихся СКШИ VIII вида в условиях Профессионального лицея». За период работы площадки разработана учебно-планирующая документация, методические рекомендации по организации теоретического и производственного обучения, воспитательной работы.

В нашем техникуме обучение проводится по следующим профессиям

  • «Слесарь механосборочных работ» — два года обучения
  • «Станочник деревообрабатывающих станков» — два года обучения
  • «Портной» — два года обучения
  • «Кухонный рабочий» — один год обучения

Работая обучающимися с задержкой или отклонениями в развитии, в техникуме создаются следующие условия:

  1. Дополнительная подготовка педагогов с целью получения знаний о психофизиологических особенностях лиц с ограниченными SAM_0472возможностями здоровья.
  2. В штате имеется педагог — психолог, имеющий соответствующее образование, социальный педагог.
  3. Формирование малокомплектных групп, чтобы преподаватель имел возможность уделить внимание каждому обучающемуся. Численность обучающихся в учебной группе по обучению детей с ограниченными возможностями здоровья устанавливается от 12 до 15 человек по СанПиН 2.4.2.3286-15
  4. Учебные занятия для обучающихся с ОВЗ организуются в первую смену по 5-ти дневной учебной неделе. Для проведения практических занятий предусматривается деление на подгруппы. Выполнение данных условий дает возможность дифференцированного подхода в соответствии с особенностями каждого обучающегося.
  5. Разработка и использование адаптированных дидактических материалов.
  6. Активное привлечение обучающихся данной категории к участию в межгрупповых внеклассных мероприятиях (спортивные и профессиональные конкурсы, секции, кружки, проектная деятельность).

В настоящее время наш техникум является образовательной площадкой Красноярского краевого института повышения квалификации работников образования по теме «Профессионально-трудовая подготовка детей с ОВЗ в условиях НПО-СПО». Совместно с коллегами разработан и реализуется на базе техникума модуль «Разработка учебно-методического обеспечения процесса профессионально-трудовой подготовки лиц с ОВЗ».

Иными словами, процесс профессионального образования лиц с ОВЗ является процессом профессиональной реабилитации в единстве профессиональной ориентации, профессионального обучения, профессионально-трудовой адаптации и трудоустройства.