Портал Красноярского техникума промышленного сервиса

Размер шрифта Цветовая схема Изображения

Телефоны:?
+7 (391) 2-180-697
+7 (391) 2-180-694
+7 (391) 2-180-696

Режим работы:
Пн-Пт: 8:00 - 16:00
Сб: 8:00 - 14:00
Вс: выходной

Наши адреса:
Красноярский край, г. Красноярск
660003, ул. Академика Павлова, д. 23
660064, ул. Семафорная, д. 261

КТПС

75 лет Красноярскому техникуму промышленного сервиса

Информация от 30.04.2016

СМИ о нас

Здесь растят рабочие таланты

2 декабря Красноярский техникум промышленного сервиса отметил свой 75-летний юбилей. В 1940 году это учебное заведение (в то время Ремесленное училище № 1) было создано на базе Красноярского машиностроительного завода для подготовки рабочих кадров.

Первое ремесленное

2 октября 1940 года Президиум Верховного совета СССР издал Указ «О государственных трудовых резервах СССР», в соответствии с которым предусматривался ежегодный прием до миллиона юношей и девушек в ремесленные и железнодорожные училища и школы фабрично-заводского обучения и содержания их за государственный счет. Приказом Главного управления трудовых ресурсов при СНК СССР на базе красмашевской школы фабрично-заводского ученичества (созданной в сентябре 1939 года) образовывались двухгодичное ремесленное училище № 1 и одногодичная школа ФЗО.

В тяжелое довоенное время страна нуждалась в квалифицированных рабочих кадрах. В первый год в ремесленном училище предполагалось подготовить 100 слесарей, 75 токарей, 75 формовщиков и по 25 модельщиков, электромонтеров и кузнецов.

На Красмаше началась подготовка к открытию училища. Первым его директором был назначен И.А. Вашкорин. Под училище отдали учебно-производственный корпус при литейном цехе, а также общежитие на 100 мест в бараке, располагавшемся за ДК им. 1 Мая. Полторы тысячи единиц оборудования и инструмента, изготовленного заводом, было бесплатно передано для нужд РУ. Уже в первый год желающих поступить в училище оказалось больше, чем оно могло принять. Поэтому была создана специальная «комиссия по призыву», осуществлявшая конкурсный отбор абитуриентов из числа учащихся ФЗУ.

2 декабря 1940 года более 300 юношей и девушек приступили к занятиям в ремесленном училище Красмаша. До обеда у них были общие дисциплины — физика, математика, черчение, после обеда — практика в токарных, слесарных, кузнечных мастерских и цехах. Первыми учителями и наставниками ребят стали мастера И.Е. Вертипрахов, Ф.Г. Карпук, В.Н. Митавский, И.С. Зайцев, И.И. Самсонов, В.Н. Фролов и др. Специальные предметы вели инженеры завода — С.И. Истомин, Т.А. Мухаметдинов.

Первый выпуск молодых рабочих в ремесленном училище состоялся, как и положено, через два года, т.е. в 1942 году. А вот учащиеся ФЗО («фабзайчата», как нежно называли ребят заводчане), выпустились досрочно и встали за станки уже в июле 1941-го, сменив своих взрослых наставников, ушедших на фронт.

Токарь уже не тот…

Много воды утекло за 75 лет существования этого учебного заведения. За это время он претерпел множество «превращений» — СПТУ-16, Профессиональный лицей №16, Машиностроительный профессиональный лицей и, наконец, после объединения с училищем № 31 — Красноярский техникум промышленного сервиса (КТПС).

Сегодня контингент учащихся техникума составляет 963 человека. Он ведет подготовку по 17-ти основным образовательным программам, в том числе — по программам среднего профессионального образования. 70% профессий здесь технического профиля: все виды станочников (токари, фрезеровщики, наладчики станков с ПУ и пр.), сварщики, электромонтеры, слесари, мастера столярно-плотничьих работ.

Обучение ведется по двухуровневой подготовке. Помимо квалифицированных специалистов рабочих профессий в КТПС готовят специалистов-техников среднего звена. «Верхушка» профессии — технология машиностроения.

— Из 14-ти образовательных учреждений СПО в Красноярске, которые когда-то готовили станочников, мы единственные, кто сегодня обучает рабочих по этой профессии, хотя они очень востребованы, — рассказывает директор КТПС Ирина Магомедова. — В 90-е годы, когда во всей стране шел развал промышленности, закрывались заводы, престиж рабочих профессий был настолько низким, что у нас перед началом учебного года в группах токарей и фрезеровщиков было по одному-два человека. Набор в эти группы шел очень тяжело. Но мы все равно не сдавались, я считала делом чести восстановить престиж профессии. И очень рада, что сегодня машиностроение возрождается, инженерные направления и технические специальности активно культивируются. Образовательные учреждения тесно сотрудничают с заводами, чтобы идти в ногу с их новыми технологиями и современным оборудованием. Сегодня нам удалось переломить отношение к рабочим профессиям, благодаря, в первую очередь, проекту «Политехническая школа», который мы реализуем совместно с Союзом машиностроителей, Красмашем и общеобразовательными школами Красноярска. Дети приходят к нам с 5 класса, они проходят профессиональные пробы и начинают изучать специальные дисциплины. Мы даем им возможность «потрогать руками» 10-15 профессий. После 8 класса отбираем их в инженерные классы или даем рекомендации по выбору профессии. Такая ранняя профессиональная ориентация приводит к тому, что дети сегодня знают больше родителей о рабочих профессиях: что токарь уже не тот, который был в их представлении — в грязной робе и по локоть в мазуте. Сегодня это очень интеллектуальная профессия, требующая глубоких знаний, интересная, авторитетная и высокооплачиваемая. И современные дети знают об этом. В последние два года у нас появился конкурс на станочников. В этом году мы приняли в техникум 400 человек, в том числе на обучение техническим профессиям. Надо видеть, как загораются глаза ребятишек, которые впервые попадают в учебные мастерские с новыми станками.

Бывшее ремесленное училище, а теперь техникум по-прежнему остается основным поставщиком рабочих кадров для Красмаша. Но если раньше завод ежегодно брал на практику по 100-150 человек, которые затем трудоустраивались в его цехах, то сегодня такое количество специалистов ему просто не требуется. Ведь на смену универсальным станкам пришло новое современное оборудование с большой производительностью. И главное требование сегодня — высокий уровень специалистов.

В настоящее время Красноярский техникум промышленного сервиса вместе с такими предприятиями как Красмаш, АО «ИСС», НПП «Радиосвязь» и несколькими образовательными учреждениями участвует в проекте «Дуальное образование». Проведена большая работа по разработке профессиональных стандартов с их увязкой с образовательными стандартами и требованиями, предъявляемыми работодателями на производстве к выпускникам.

— Сегодня мы отрабатываем систему отбора студентов на целевую подготовку, чтобы туда шли только лучшие ребята, мотивированные на работу на предприятиях, — рассказывает директор КТПС.

Хороший станочник может получиться не из каждого, считает Ирина Магомедова, нужен талант. И потому главная задача — взять на обучение как можно больше ребят, выявить «звездочек» и подготовить их так, чтобы период адаптации на производстве у них был минимальным. А это очень сложная и трудоемкая работа.

Коллективная учеба

 В техникуме есть собственная лабораторная база: парк универсальных станков, заготовительное оборудование, восемь учебных 3D-принтеров для прототипирования. Но сегодня для подготовки современных токарей и фрезеровщиков этого уже не достаточно. Обучение студентов ведется с использованием площадок других учебных заведений, в том числе Политехнического института СФУ, а также на базе Центра машиностроения и металлообработки, созданного по инициативе Красноярского СоюзМаша в Сосновоборском механико-технологическом техникуме. Существенную помощь оказал НОЦ «РКТ», созданный СибГАУ и Красмашем.

Сегодня в КТПС обучается 963 студента по 17-ти основным образовательным программам.

— В январе мы будем открывать у себя центр машиностроения, который создается при поддержке Красмаша и Красноярского отделения Союза машиностроителей, — делится планами Ирина Анатольевна. — Все понимают, что в одиночку такую махину не поднять, и потому я считаю очень правильной позицию СоюзМаша по организации нескольких площадок коллективного пользования с оборудованием различных фирм, где студенты будут иметь возможность, используя ресурсы разных образовательных учреждений, получать как можно больше знаний. В этом году мы приобрели симуляторы для обучения на станках с программным управлением и два станка (токарный и фрезерный) DMG. Мастера прошли обучение с тренером компании DMG.

Взаимовыручка, объединение усилий разных учебных заведений и предприятий в подготовке кадров для машиностроения в нашем крае дают хорошие результаты. Так, Александр Фролов в 2013 году занял первое место в чемпионате рабочих профессий WorldSkills, сейчас он работает в НПП «Радиосвязь».

В этом году красмашевцы Илья Рахвалов и Дмитрий Язиков заняли 3-е и 4-е места в «Национальном чемпионате сквозных рабочих профессий высокотехнологичных отраслей промышленности по методике WorldSkills», который прошел в Екатеринбурге.

Статус рабочих профессий повышается. И это дает надежду на то, что качество подготовки рабочих кадров в системе СПО будет неуклонно расти, а наши машиностроительные предприятия будут полностью укомплектованы высококвалифицированными специалистами, способными создавать конкурентоспособную высокотехнологичную продукцию.

Галина ЯКОВЛЕВА
Журнал «Синева» № 7-8 (2015) АО «КРАСМАШ»