Портал Красноярского техникума промышленного сервиса

Размер шрифта Цветовая схема Изображения

Телефоны:?
+7 (391) 2-180-697
+7 (391) 2-180-694
+7 (391) 2-180-696

Режим работы:
Пн-Пт: 8:00 - 16:00
Сб: 8:00 - 14:00
Вс: выходной

Наши адреса:
Красноярский край, г. Красноярск
660003, ул. Академика Павлова, д. 23
660064, ул. Семафорная, д. 261

КТПС

ВРЕМЯ ТРЕБУЕТ ПЕРЕМЕН

Информация от 19.06.2015

СМИ о нас

Красноярский техникум промышленного сервиса, именовавшийся до недавнего времени Машиностроительным профессиональным лицеем, работает в тесном контакте с заводом «Красмаш», вот уже почти семьдесят лет выпуская для него рабочих разных профессий — сварщиков, слесарей, станочников. Впрочем, не только для «Красмаша», так как в квалифицированных рабочих кадрах нуждаются сегодня и другие производства разного уровня — такие как ОКБ «Зенит», «Радиосвязь», машиностроительный завод, железная дорога.

ВРЕМЯ ТРЕБУЕТ ПЕРЕМЕН

Потребность будет только возрастать. Недаром на днях в Красноярске состоялась крупнейшая в регионе профильная выставка металлообработки и сварки. Здесь были представлены высокотехнологичное оборудование, защитная одежда премиум-класса, промышленные роботы. На выставке представил свои образовательные услуги и Красноярский техникум промышленного сервиса. О его роли в подготовке рабочих кадров для современного производства мы поговорили с заслуженным педагогом Красноярского края, директором техникума Ириной Анатольевной Магомедовой.

— Так в чём же смысл переименования машиностроительного лицея в техникум промышленного сервиса?

— В Красноярске до недавнего времени начальную профессиональную подготовку специалистов машиностроительной отрасли осуществляли учебные заведения на базе таких заводов, как «Красмаш» (профессиональный лицей N 16) и «Сибтяжмаш» (профессиональный лицей N 31). В 2009 году на их базе был создан Машиностроительный профессиональный лицей, в дальнейшем переименованный в техникум промышленного сервиса.

Таким образом, у нас в двух корпусах обучается тысяча студентов, с которыми работают двести сотрудников. У нас, наверное, самый большой разлёт по количеству лицензированных профессий — 106. Фактически мы закрываем весь технический блок: это группы станочников, сварщиков, электромонтёры, электромонтажники, деревообработчики. Девушки могут обучиться на поваров, что также востребовано на рынке труда. По техническому профилю у нас занимаются 70 процентов студентов.

Подготовка ведётся высококвалифицированными преподавателями с большим опытом работы. В результате объединения двух сильнейших учебных заведений начального профессионального образования в техникуме сложился стабильный, творческий, трудоспособный коллектив с высоким профессиональным потенциалом. А помогает преподавателям постоянно пополняемая современная материально-техническая база.

На сегодняшний день предприятиям требуются специалисты для замены оборудования в процессе модернизации. Время требует изменения процессов в промышленности, а значит, несколько иных профессий и специальностей.

Если подготовку рабочих профессий осуществляют учебные заведения края, то подготовку специалистов, обслуживающих реорганизацию смены оборудования, сегодня практически никто не готовит. На современное производство поступает всё более сложное оборудование, и в процессе его эксплуатации требуются много рабочих, которые должны осуществлять не только его пусконаладку, но и переналадку в момент перевода с одной программы или детали на другую — а соответственно, дополнительные ремонтные работы. Всё это называется промышленным сервисом. Мы готовим не только тех, кто работает на станках, но и тех, кто их обслуживает, отсюда выбор названия.

ВРЕМЯ ТРЕБУЕТ ПЕРЕМЕН

Причём одним из важных направлений нашей деятельности считается всестороннее развитие учащихся, поэтому здесь имеются большие возможности для получения дополнительного образования — можно выучиться на портного, художника по росписи ткани, изготовителя художественных изделий из металла.

В рамках работы с центрами занятости населения на базе техникума проходят профессиональная переподготовка и курсы повышения квалификации взрослого населения более чем по семидесяти специальностям. Это профессии социального и технического профиля: повар, продавец, портной, штукатур-маляр, сварщик, слесарь, станочник, а также практически все профессии строительной отрасли — стропальщик, такелажник и так далее.

— Каковы ваши отношения с краевыми и федеральными органами?

— В последнее время государство стало уделять машиностроению всё больше внимания. Буквально на днях край оплатил нам дорогостоящие высокоточные трёхкоординатные металлообрабатывающие станки, за которые даже опытные работники, в течение не одного десятка лет трудившиеся на программных станках, отказываются становиться. Это серьёзная проблема, потому что машиностроение сегодня толчок получило, но соответствующих рабочих давно никто не готовил. Поэтому на подобном оборудовании на том же «Красмаше» работают специалисты, прошедшие у нас переподготовку. Целевые федеральные программы в крае действуют давно, и мы с 2012 года участвуем уже в третьей: сначала была программа «Кадры», по которой край поставил нам универсальное оборудование; далее по федеральной целевой программе мы получили учебное оборудование — имитаторы, на которых, как на компьютере, можно обучиться профессии, не подходя к станку; теперь нам ставят настоящие станки немецкой фирмы DMG, на которых можно и производить, и обучать. Их в крае сегодня имеет лишь завод «Красмаш».

— Чтобы молодёжь шла на современные рабочие профессии, необходимо поднимать их престиж, проводить своевременную профориентационную работу. Какое внимание ваш техникум уделяет вопросам профессиональной ориентации школьников?

— Работают у нас две федеральные инновационные площадки, согласованные с министерством образования и науки России: по работе со школьниками и дуальному образованию в машиностроении. Помимо наших студентов, 500-600 школьников ежегодно проходят программы профессиональных проб или допрофессиональной подготовки. Приходят сюда как на занятия, допустим, на дисциплину «Технология». В России мы сегодня в передовиках, потому что вопросами профориентации в стране занимались только на словах: картинки, фильмы и прочее. Наша задача — дать возможность школьникам (не позже пятого класса) попробовать руками до 10-15 профессий до того момента, как им предстоит сделать осознанный выбор. Этим проектом мы занимаемся более десяти лет, а на федеральной площадке — с 2012 года. Работаем в основном со школами Кировского и Свердловского районов, но сейчас инженерный проект красноярское городское образование вывело в приоритетные и подтягивает практически все школы города.

— Что собой представляет дуальное образование?

ВРЕМЯ ТРЕБУЕТ ПЕРЕМЕН

— Дуальное, или практико-ориентированное образование — федеральный проект, запрограммированный до 2017 года. Это вид профессионального образования, при котором практическая часть подготовки проходит на рабочем месте, а теоретическая часть — на базе образовательной организации. Система дуального образования предполагает совместное финансирование программ подготовки кадров под конкретное рабочее место предприятиями, заинтересованными в квалифицированных кадрах, и региональными органами власти, заинтересованными в развитии экономики и повышении уровня жизни в регионе. Система дуальной подготовки пришла к нам из Германии, хотя повторяет систему завода-втуза, когда студенты учились в институте четыре дня теоретически, а на два дня уходили на завод. Основная задача — сокращение сроков адаптации на рабочем месте после окончания обучения за счёт организации практического обучения студентов на предприятии.

— Обучая сегодня, насколько далеко вы заглядываете в будущее?

— Мы следим за тенденциями рынка труда — это помогает понять, какие отрасли будут активно развиваться, какие в них будут рождаться новые технологии, продукты, практики управления, и какие новые специалисты потребуются работодателям.

Если, допустим, чтобы подготовить токаря, достаточно было, чтобы он знал токарный станок, то сегодня на том же станке с программным управлением в чистом виде профессия токаря или оператора станка хоть и востребована, но узкая специализация сильно распыляет штат предприятия, поэтому нужны универсальные специалисты, объединяющие несколько профессий. Например, оператор станков с программным управлением должен знать программирование, наладку и замену программы. Такие объединяющие специальности входят в атлас новых профессий, где определены перспективные отрасли и профессии на ближайшие 15-20 лет.

— Каким образом вам удалось поднять престиж рабочей профессии, который топтали почти три десятилетия?

— Изменился закон об образовании, согласно которому в систему среднего образования, чтобы поднять престиж рабочей профессии, ввели ступень подготовки рабочих кадров. С трудом это давалось, потому что предприятия стояли и им не требовались специалисты. Родители, когда-то работавшие на этих производствах, теперь не чувствовали себя нужными и не понимали нового уровня производства. Всё это тормозило профориентационную работу и, естественно, не привлекало ребят к обучению этим профессиям. За 3-4 года нашей плотной работы со школами картина изменилась в лучшую сторону. Последние год-два получаем эффект по количеству людей, желающих освоить технические профессии. Помогло и то, что профориентационная работа ведётся на современном оборудовании. У нас был такой случай, когда ребёнок решил обучаться на станочника, а мама, узнав, что он подал документы в наш техникум, пришла забирать их. Я предложила ей для начала заглянуть в мастерскую, а уж потом принимать решение. Увидев современные токарные станки, мама согласилась с выбором сына. Профориентационной работой мы не просто привлекаем детей, а даём им информацию, которую они в последние годы не получали. Поэтому точно можно сказать: престиж рабочих профессий стал расти, и именно технических, с дальнейшим выходом на инженерное образование в вузе.

В этом году на станочные профессии у нас были полностью укомплектованы группы, фактически нет отсева, ребята учатся с удовольствием, что показал проведённый нами опрос. Интерес у детей к рабочей профессии возникает не тогда, когда им кино показывают, а когда запускают в мастерскую и дают возможность «окунуться» в мир профессии практически.

После нашей беседы Ирина Анатольевна с удовольствием показала нам маленькие чудеса, сотворённые руками студентов техникума — золотое яйцо, сплетённое из кольчужных колец, выточенные на станке миниатюрные фигурки, распечатанные на 3D-принтере объёмные модели, выкованную женскими руками ажурную чёрную розу с капельками росы на листьях. Девушка, создавшая этот цветок, чтобы попасть в техникум на профессию кузнеца, хотела уйти с филологического факультета СФУ. Убедили этого не делать, но кузнецом она всё же стала. Это ещё раз к вопросу о престиже рабочей профессии… Что тут добавить?


Сергей ПАВЛЕНКО.

На фото: Директор Красноярского техникума промышленного сервиса Ирина Анатольевнай Магомедова; В мастерских и учебных классах техникума — современное оборудование.

Фото Валерия ЗАБОЛОТСКОГО.

 

Источник: Газета «Красноярский рабочий»